Здесь вы можете посмотреть работы художников за время трансляций 2023 и 2024 года.
Зарисовки трансляции 2024
Как и в прошлом году художница Катя Гущина пригласила своих коллежанок и коллег делать зарисовки во время трансляции Возвращения имен 2024. Художни:цы выбрали удобный для себя временной слот во время акции 29 октября и фиксировали моменты чтений. Мы знаем, что участники акции рады посмотреть на себя глазами художниц и художников, поэтому публикуем все получившиеся зарисовки.
Марина Н
время дежурства:
16:30 — 17:00
Светлана Арт
время дежурства:
19:00 — 20:00
Художница Л
время дежурства:
21:00 — 22:00
Зарисовки трансляции 2023
Привет, меня зовут Катя Гущина! Я художница и друг «Мемориала», и в холодную зиму 20/21 я ходила рисовать на суды по его ликвидации. Фотосъемка во время процесса была запрещена, поэтому быстрые зарисовки оказались очень полезны: так мы смогли вести прямую трансляцию в картинках. Я не была одна — много интересных и очень разных рисующих людей приходили в суд поддержать «Мемориал». В итоге мы даже сделали выставку.
В 2023 году я, как и многие, в день «Возвращения имен» находилась в месте, где выход на акцию невозможен. Тогда мне в голову пришла идея: почему бы нам, художникам, разбросанным по миру, не порисовать с трансляции «Возвращения имен»? Участвовавшим в акции будет приятно увидеть себя на рисунках, а еще мы таким образом охватим и заинтересуем максимально большую аудиторию. Я предложила разделить весь 12-часовой эфир на часовые дежурства, и откликнувшиеся художник и художницы выбрали удобные для них слоты, рисовали и выкладывали получившиеся серии в своих соцсетях.
Получилось очень ярко и очень по-разному. Спустя некоторое время я попросила всех рисовавших ответить на несколько вопросов. На этой странице можно посмотреть иллюстрации и узнать, где находились художники, какие материалы использовали, и что их больше всего удивило.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Сидела дома за рабочим столом перед экраном компьютера.
— Какими материалами вы пользовались?
Рисовала на планшете в программе Procreate.
— Что оказалось сложным?
Люди зачитывали два-три имени и исчезали с экрана. И мне надо было за это короткое время успеть нарисовать человека и окружение. Приходилось быстро принимать решение о композиции.
— Что оказалось проще, чем думали?
Мне легко удалось сконцентрироваться на процессе рисования и не думать, получится картинка или нет?
— Какая история больше всего вас затронула?
Конкретной истории вспомнить не могу. Но для меня было неожиданным и очень важным почувствовать единение с незнакомыми, но близкими по духу людьми.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я была в Тбилиси, в своей комнате-мастерской.
— Какими материалами вы пользовались?
Цветными и акварельными карандашами.
— Что оказалось сложным?
Я очень готовилась, нафантазировала себе, как будет получаться, но всё пошло не так) Я не привыкла рисовать с экрана.
— Что оказалось проще, чем думали?
Очень стремительно прошел час.
— Какая история больше всего вас затронула?
Меня поразили два памятника: маленькая копия памятника жертвам «польской операции» и завернутый в черный целлофан памятник украинским жертвам политических репрессий на Левашовском кладбище. Копия памятника полякам, как и оригинал, пропала с кладбища. От этих двух образов ужасно-ужасно горько.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я была одна в мастерской, вокруг была рабочая атмосфера и куча недоделанных работ. Но я полностью включилась в процесс чтения имен, чувствовала себя участницей.
— Какими материалами вы пользовались?
Планшет.
— Что оказалось сложным?
Мне всегда сложно рисовать быстро, а тут надо было рисовать супербыстро. Потом долго дорисовывала)
— Что оказалось проще, чем думали?
Со временем я все меньше думала что и как рисовать и становилось проще.
— Какая история больше всего вас затронула?
Как одна девушка из Гейдельберга читала одно за другим имена своих родственников: мой прадед, моя прабабушка, мой другой прадед, мой дед и так далее. Их было много, очень много. Вся большая семья была репрессирована и расстреляна.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Утром после Хэллоуина поехала к Соловецкому камню, после этого прибежала домой рисовать, дорабатывала уже на Малом Каретном в офисе с коллегами сидели все вместе, кто-то отвечал в чате, кто-то постил в соцсети, фоном продолжала идти трансляция «Возвращение имен».
— Какими материалами вы пользовались?
Рисовала на айпаде, в программе Procreate.
— Что оказалось сложным?
Решить, какую стилистику выбрать для зарисовок, на чем сделать акцент.
— Что оказалось проще, чем думали?
Выбрать конкретные кадры.
— Какая история больше всего вас затронула?
Увидела знакомые лица, которые совершенно не ожидала встретить среди читающих.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я сидела дома перед компьютером. Собирала материалы я, конечно, в последний момент, так что весь мой стол был завален какими-то фломастерами, пастелью, листочками бумаги.
— Какими материалами вы пользовались?
Бумагой, клеем, тушью, масляной пастелью, простым карандашом.
— Что оказалось сложным?
Я давно не рисовала людей с натуры, тем более так быстро. Было сложно иногда поймать одновременно и человека и какой-то сюжет.
— Что оказалось проще, чем думали?
Как, кажется и у многих других художников, время пролетело очень быстро.
— Какая история больше всего вас затронула?
В Ереване молодой человек читал имена нагнув голову, а за ним был памятник Егише Чаренцу, который в подобной позе нагибался в другую сторону. Их выражения лиц тоже были в чем-то похожи. Это выглядело как болезненная связь времен.
Абсолютно противоположное впечатление произвёл парень из Нарвы с множеством пирсинга и полностью чёрными глазами. Когда он показывал фото своего деда было сложно поверить, что эти два человека в чем-то похожи. И тем не менее…
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я была в парке рядом с тем местом, где в моем городе проходило чтение имен. Сначала слушала, как читают знакомые и незнакомые мне люди, а потом переключилась уже на трансляцию в ютубе и рисовала.
— Какими материалами вы пользовались?
Программой Procreate.
— Что оказалось сложным?
Для быстрого рисования лучше всего абстрагироваться и думать только о форме, но это было невозможно сделать, я все время зависала и просто слушала.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я заранее подготовила материалы и расположилась на кухне с ноутбуком. Был план рисовать людей и листья, капли на ветках, стволы деревьев. Поскольку был сырой холодный день и природа тоже поминала убитых и замученных мужчин, женщин, подростков, стариков.
— Какими материалами вы пользовались?
Гуашью, тушью, ручкой гелевой, кистями.
— Что оказалось сложным?
Успевать в примерный тайминг, «уловить» и выполнить композицию. Передать настроение и атмосферу. Записать имена, даты.
— Какая история больше всего вас затронула?
Все истории. Я увидела знакомую, которая поехала на Кунцевское кладбище и там прочитала имена, а потом рассказала о своем расстрелянном дедушке в Мордовии. Ему было 44 года. Запомнился пронзительный возраст, когда обрывались жизни: 26 лет, 23 года… И профессии — мирные, нужные: колхозник, заведующий складом, врач… Запомнились молодые люди, которые уже в сумерках мерзли, но читали имена. В разных холодных местах Москвы.
Запомнилось включение, кажется, из Германии: там помянули подростков, которым дали большие сроки за «создание организации по свержению власти» — примерно такая была формулировка. Все люди потом были реабилитированы.
— Где вы сами были в это время, что было вокруг вас?
Дома.
— Какими материалами вы пользовались?
Гуашью, палочкой.
— Что оказалось сложным?
Так как я участвовала в трансляции не только как зритель, но и как художник, то уровень моей эмоциональной вовлеченности оказался неожиданно сильным, и поначалу с этим было непросто справляться.
— Мто оказалось проще, чем думали?
Порисовать час нон-стоп оказалось захватывающе, я рисовала быстро и весь пол был в рисунках.
— Какая история больше всего вас затронула?
Затронуло неравнодушие людей.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я специально пошла в кофейню, где тепло, шумно и много людей, чтобы чувствовать себя будто в очереди на чтение имен.
— Какими материалами вы пользовались?
Гелевой ручкой, двумя фломастерами, простым карандашом.
— Что оказалось сложным?
Меня внезапно подвел красный фломастер, пришлось его облизывать.
— Что оказалось проще, чем думали?
Время за рисованием пролетело незаметно!
— Какая история больше всего вас затронула?
Как дети приходили читать имена! Это было на трансляции из Будвы.
Художница Л
время дежурства:
19:00 — 20:00
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я была дома на кухне в тишине, и даже соседок или не было дома, или они не заходили в кухню.
— Какими материалами вы пользовались?
Я рисовала в программе Procreate, пользовалась своей любимой кистью, так и даже одной новой.
— Что оказалось сложным?
Для меня был очень быстрый темп, хотелось порисовать подольше, но ты не знаешь, долго ли человек будет в кадре. Потом включился некий рисовательный азарт.
— Что оказалось проще, чем думали?
Удивительным образом для меня, именно при таком быстром рисовании люди получались похожими.
— Какая история больше всего вас затронула?
Меня тронула подготовка людей на местах, организация места, в Москве возвращали на место таблички, а в библиотеке имена и истории написали на бумажных белых голубках, которых крепили на шкаф.
— Где вы сами были в это время, что было вокруг вас?
Была дома в Москве , смотрела трансляцию, смотрела работы других участников.
— Какими материалами вы пользовались?
Шариковой ручкой, цветными карандашами, блокнотом.
— Что оказалось сложным?
Сложно было из-за проблем с трансляцией, к вечеру стала обрываться.
— Какая история больше всего вас затронула?
Впечатлило разнообразие профессий расстрелянных людей, имена которых звучали.
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Я сидел на кухне! Весь день думал, что буду где-то в городе, но в итоге было приятнее добраться до дома и спокойно все сделать.
— Какими материалами вы пользовались?
Черным толстым линером, цветными карандашами faber castell polychromos, цветной пастелью caran d’ache.
— Что оказалось сложным?
Было сложно не нервничать: трансляция страшно лагала, я смог увидеть только 8 человек. Очень переживал, что не смогу принять участие полноценно. С другой стороны, периодически трансляция вставала на паузу и было очень удобно рисовать 🙂.
— Что оказалось проще, чем думали?
Время за рисованием пролетело незаметно!
— Какая история больше всего вас затронула?
К сожалению, я в моменте не запомнил ни одной истории. Я радовался, когда женщина сказала, что ее отцу повезло, и он выжил. И был рад увидеть на рисунках коллег родителей своих знакомых!
— Где вы были в это время, что было вокруг вас?
Утром я была дома, а днем в кафе между встречами. Когда смотрела и рисовала, было сложно остановиться и выключить, в итоге я на встречу опоздала.
— Какими материалами вы пользовались?
Планшетом с программой для рисования.
— Что оказалось сложным?
Сложным было написать слово, которое прочла Александра из Гамбурга «erschossen» (расстрелян). Надо было залезть в словарь. И в этот момент я поняла, что в этот день я через эту акцию узнала новое слово. Помню, что минут на двадцать зависла и осознавала это. Еще вечером планшет неожиданно быстро разрядился, трансляция зависла (это у всех) — это все как раз случилось, когда я рисовала.
— Что оказалось проще, чем думали?
Оказалось, что можно нажать на паузу и сделать снимок экрана.
— Какая история больше всего вас затронула?
История про расстрел 8 марта «в честь праздника» (читали в Стамбуле).
Моей целью было, чтобы люди, выходившие в эфир, не чувствовали себя одинокими, чтобы они знали, что всегда есть зрители, и зрители рисующие и думающие. А в итоге менее одинокой себя почувствовала я. Через свои и чужие картинки я попутешествовала и увидела очень разных читающих: в футболках fortnite, в рубашках, с длинной бородой, в костюмах, с крашеными волосами, пожилых и совсем юных. Я почувствовала, что в людях, в которых я не могла заподозрить даже каплю интереса к этой теме, он живет и горит. И что самое важное, я научилась смотреть на людей еще больше — с любовью.
Катя Гущина