Организовать акцию

Список мест, где в 2024 году будет проходить «Возвращение имен»: Города 2024.

Если в вашем городе еще не запланирована акция, вы можете организовать ее сами. Рассказываем, как это сделать.

Телеграм-бот

В этом году мы сделали телеграм-бот, который поможет вам организовать акцию. Спросите бота об акциях в 2024 году: как стать организатором, где взять имена, как снимать видео — или задайте любой другой вопрос, и координаторы ответят так быстро, как смогут. Поделитесь ботом с близкими и друзьям, которые разделяют ваши ценности и могли бы стать организаторами или участниками «Возвращения имен»!

ПЕРЕЙТИ В БОТ

Если коротко, как организовать акцию «Возвращение имен»?

  • Собрать большую (или небольшую) компанию желающих прочесть имена. 
  • Найти место, где вы хотите провести акцию.
  • Выбрать имена жертв террора и подготовить их для чтения. 
  • Записать чтение имен на видео или выйти в прямой эфир 29 октября.

Как все это сделать — подробно рассказываем дальше. 

Теперь подробнее. Где провести акцию?

В любом символическом или историческом месте вашего города. Это может быть памятник жертвам репрессий или место сопротивления тоталитарным режимам, место массовых захоронений (городское кладбище) или исполнения приговоров, табличка «Последнего адреса» или любой другой памятный знак.

Согласовывать ли акцию, решать вам. В большинстве случаев это необязательно, но лучше уточнить законодательство той страны / региона / города, где вы планируете чтение.

Вопрос согласования акций в России особенно сложен, чтобы получить рекомендации, обратитесь, пожалуйста, в наш телеграм-бот.

Где взять имена?

На ru.openlist.wiki или base.memo.ru. Это онлайн-базы данных жертв политического террора. 

Здесь можно скачать нужное количество имен, в том числе из конкретных категорий репрессированных: только земляков, представителей определенной профессии, конфессии и так далее. Просто задайте критерии в расширенном поиске любой из баз. 

Как подготовить имена для чтения?

Читать имена удобнее в едином формате. Мы рекомендуем делать все карточки с именами по такой схеме:

  • имя, отчество и фамилия человека (фамилию лучше ставить в конце),
  • возраст на момент репрессии,
  • место рождения,
  • род занятий (место учебы и работы),
  • дата и место расстрела.

Пример:

Лидия Дмитриевна Апрелева
17 лет
Родилась в Харбине
Воспитательница
Расстреляна в 1937 году в Смоленской области

Шаблон с дизайном карточек можно найти по этой ссылке. 

Мы рекомендуем читать по два имени на человека. Исходя из этого и потенциального количества участников акции, вы можете рассчитать необходимое вам количество имен.

Если вы находитесь не в России, постарайтесь перевести карточки на местные языки — пожалуйста, будьте уважительны и открыты к участникам из местных сообществ.

Не стесняйтесь писать нам на [email protected], если вам нужна помощь с переводом — возможно, у нас есть волонтеры, владеющие необходимыми языками. 

Как собрать участников?

Чтобы об акции узнало как можно больше людей, важно рассказывать о ней заранее. Вот что можно сделать:

  • Если вы проводите акцию в новом для себя месте, свяжитесь с местным сообществом – активистами, краеведами, историками – чтобы посоветоваться по поводу места проведения, уместности акции в локальном контексте и о возможностях продвижения.  
  • Создать страницу акции в социальных сетях. Например, ивент в Facebook, где удобно собирать всех заинтересованных и быстро публиковать обновления (если вы создаете ивент для своей акции от имени страницы, вы можете поставить в со-организаторы Мемориал (https://www.facebook.com/memorial.soc) для большей видимости ивента. К сожалению, если вы создаете ивент от себя лично, то Facebook не позволит добавить в соорганизаторы другую страницу.

    Присоединяйтесь к общему ивенту, чтобы легче скоординироваться с участниками и другими организаторами акции. 
  • Опубликовать анонс акции в региональных группах, в местной прессе, в местных университетских сообществах. 
  • В публикациях о своей акции в соцсетях:
    • тэгнуть @memorial.society, чтобы мы могли пригласить к вам больше участников;
    • поставить хештэг #возвращениеимен #returningthenames #29октября #october29, чтобы люди смогли найти ваши посты в общем потоке новостей. 

Дизайн: афиши и визуальные материалы для соцсетей

DIY-Афиша  

“Возвращение имен” — это сотни акций в разных странах, на разных языках и в разных социально-культурных контекстах. Создать единую афишу для сотни разных событий невозможно. Поэтому мы предлагаем вам сделать афишу своими руками из пяти смысловых блоков: 

  1. логотип акции (буквы “Возвращение имен” в четыре строки);  
  2. дата вашей акции;
  3. место проведения вашей акции;  
  4. адрес сайта — October29.ru;  
  5. и еще один логотип — волна.

Нарисуйте все эти элементы от руки на отдельных кусках картона / крафтовой бумаги и затем наклейте их на лист ватмана А3. Выбирайте любое расположение элементов на ватмане, добавляйте свои элементы — каждая афиша, как и каждая акция, будут уникальными. 

По этой ссылке можно найти еще больше примеров DIY-афиш от наших волонтеров. 

К 20 октября мы хотим собрать различные реализации такой афиши и включить их в эфир. Поэтому мы будем признательны, если вы пришлете нам фото / видео того, что у вас получилось. Особенно будем благодарны, если вы адаптируете их к месту проведения акции – афиша будет вписана в ландшафт города/места проведения. Ваши фотографии ждем здесь.

Афиша в Figma и материалы для соцсетей

Также вы можете сделать афишу в стиле прошлых лет. Для этого мы создали шаблон в Figma и записали небольшую видео-инструкцию о том, как им пользоваться.

Что еще понадобится?

Главная часть акции — чтение имен. Но можно предложить всем участникам приносить с собой цветы и свечи. Их часто оставляют у памятных мест до или после чтения, прямо во время акции. 

Обращайте внимание на климат: в некоторых регионах 29 октября может быть уже холодно/ветрено/дождливо, в других, наоборот, жарко / душно / солнечно. Постарайтесь учесть это при выборе места и времени для чтения. Напомните участникам акции одеться по погоде, чтобы провести несколько часов на улице. 

Выбирая время и место акции, стоит учитывать, в котором часу в вашем городе закат и есть ли городское освещение возле выбранной точки.

Когда снимать видео? Запись или прямой эфир?

Есть два варианта.

Можно провести акцию заранее, записать чтение имен на видео и прислать ролик в разделе «Участвовать» до 23:59 (по вашему часовому поясу) 27 октября. Так мы точно успеем подготовить вашу запись к трансляции. Можно прислать несколько планов отдельными файлами — общий план, вид читающего человека, досъем — наши режиссеры смонтируют эти файлы в единое видео.

Можно выйти в прямой эфир 29 октября. Для этого потребуется два смартфона, внешний переносной микрофон и повербанк, а также готовность провести несколько тестовых подключений заранее и быть на связи с режиссерами прямой трансляции. Если вы планируете прямое включение, напишите нам на [email protected]. Мы свяжемся с вами и поможем организовать процесс.

Что лучше — выйти в прямой эфир или сделать запись заранее? С одной стороны, для зрителей на YouTube интереснее смотреть прямой эфир. С другой стороны, ориентируйтесь прежде всего на свои силы и ресурсы, будьте бережны к себе. Если вы уверены, что не потянете организацию прямого эфира, сделайте запись, ваша акция не станет от этого менее важной и качественной.

Как лучше снимать? Есть технические требования?

Главное — снимать горизонтально. Иначе нам будет очень трудно добавить ролик в эфир.

Поставьте камеру / планшет / телефон на штатив, если есть возможность. Так изображение будет четким.

Постарайтесь выстроить кадр так, чтобы в кадр попадала очередь участников акции. Так зрители увидят всю акцию, а не только читающего. На заднем плане могут быть видны памятник или городское пространство, цветы и свечи, баннер и плакаты акции. 

Когда начнется чтение, фокусируйте камеру на лице того, кто произносит имена в данный момент.

Мы рекомендуем участникам читать по два имени на каждого.

По вертикали лицо человека всегда должно быть выше середины кадра. Если вы снимаете крупный план, расположите лицо от середины кадра и выше. Если снимаете общий план — выставите середину кадра на уровне талии.

Важно хорошо записать звук, чтобы имена были слышны в трансляции. Попросите участников читать четко и достаточно громко. При съемке не отходите от человека, который читает, дальше чем на два метра. Используйте петличный микрофон и ветрозащиту, если есть возможность. 

До или после чтения имен можно сделать досъемку. Снимите место, где проходит акция, людей, которые пришли поучаствовать, цветы, свечи, карточки с именами, плакаты и прочее. 

Снимайте планы разной крупности: общие — чтобы показать место, средние и крупные — чтобы показать лица и детали. Кадры досъемки должны длиться не менее 10 секунд. Избегайте излишнего панорамирования, наездов и отъездов камеры.

Эти рекомендации актуальны и для съемки заранее, и для выхода в прямой эфир.

Как лучше снимать? Распространенные ошибки

Чтобы ваша акция выглядела отлично в трансляции или в записи, избегайте, пожалуйста, следующих ошибок: 

— расфокуса на говорящих;
— заваленного горизонта;
— рекламных вывесок на заднем плане;
— слияния головы спикера с предметами на втором плане (фонарными столбами, дорожными знаками, крестами на кладбище, фрагментами памятника. Иными словами, все это не должно “торчать” из говорящей головы)
— пересвета, то есть чрезмерной разницы в освещении переднего и заднего планов.  

Эти рекомендации актуальны и для съемки заранее, и для выхода в прямой эфир.

Интервью с участниками акции — о чем вы думаете в очереди «Возвращения имен»?

В этом году мы предлагаем участникам акции поговорить о том, в чем заключается смысл акции Возвращения имен, о чем мы думаем, стоя в очереди и слушая имена расстрелянных людей.

“Почему нам важно помнить имена расстрелянных? Кто это — мы — и что нас объединяет?”

Мы предлагаем организаторам акций записать, помимо чтений, несколько интервью с участниками, стоящими в очереди во время акции. Для этого потребуются:

  • еще один смартфон или камера;
  • микрофон-петличка;
  • интервьюер (и одновременно оператор).

В некоторых городах для этих интермедий можно привлечь независимые русскоязычные медиа-издания — “Дождь”, “Настоящее время”, “Вот так”, “Радио Свобода” и так далее. 

Рекомендуемые микрофоны-петлички

Если вам необходима рекомендация и вы задумываетесь о покупке микрофона-петлички, то мы советуем вам:

Чаще всего организаторы акций одалживают любые микрофоны-петлички у знакомых. Если вы нанимаете оператора, то скорее всего у них есть свой микрофон или понимание, где его арендовать.

Куда присылать видео?

Если вы проводите акцию заранее, присылайте свои записи до 23:59 (по вашему часовому поясу) 27 октября. Так мы точно успеем подготовить ваше видео к трансляции. 
Если вы планируете выйти в прямой эфир 29 октября, укажите это в форме «Стать организатором» — мы свяжемся с вами заранее. Любые вопросы про эфир можно задавать уже сейчас в нашем чат-боте.

Как выйти в прямой эфир? Необходимое оборудование

Ниже мы перечислили технику и приложения для выхода в прямой эфир. Выход в прямой эфир потребует несколько тестов до 29 октября с режиссерами трансляции, поэтому мы свяжемся с вами заранее.

Для подключения к трансляции вам понадобятся:
— два смартфона с приложениями Zoom и Telegram (один смартфон (желательно iPhone 7 и выше) для подключения к трансляции через Zoom, второй (любой) — для связи с нами через Telegram);
— внешний микрофон;
— штатив (необязательно);
— ветрозащита (необязательно).

Внешние микрофоны

  • Если вы обладатель iPhone,
    рекомендуем использовать микрофон, в котором основным и единственным разъемом является lightning. Это гарантированно рабочий вариант. Пример удобного внешнего микрофона: Boya BY-V1 (ссылки на европейский маркетплейс, российский маркетплейс).
  • Если ваш смартфон — Android,
    мы рекомендуем использовать микрофон, в котором основным и единственным разъемом является type-C. Это гарантированно рабочий вариант. Пример удобного внешнего микрофона: Boya BY-V10 (ссылки на европейский маркетплейс, российский маркетплейс)

Если вы планируете выходить в прямой эфир с чтениями имен и позднее транслировать в эфир интервью с участниками акции, то всего вам потребуется 2 смартфона (один для съемки чтений, и затем после чтений для съемки интервью; второй для связи с нами) и 1 внешний микрофон (сначала для звука чтений, а затем использовать его для звука интервью).

СТАТЬ ОРГАНИЗАТОРОМ